На просторах интернета обнаружилось интервью замечательного человека, сотрудника механико-математического факультета Бегунца Александа Владимировича. Интервью было дано главному редактору газеты "Математика" в 2009, в это время Александр Владимирович занимал должность заместителя декана механико-математического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. С тех пор прошло уже 5 лет, однако, интервью представляет интерес. Далее приводим его текст.

На вопросы главного редактора газеты «Математика» Л.О. Рословой
отвечает заместитель декана механико-математического факультета
МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Владимирович Бегунц

Л.Р. Александр Владимирович, механико-математический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова — один из старейших факультетов страны, выпускающий специалистов, в дипломах которых написано «математик». Факультет имеет богатую историю и славные традиции. Его выпускники составляют гордость российской науки. А как обстоят дела с современностью?

А.Б. Сегодня механико-математический факультет МГУ является ведущим учебно-научным центром в области математики и механики. На факультете сохранены и активно действуют научные школы, возглавляемые учеными самого высокого класса (только среди заведующих кафедрами 7 академиков и 6 членов-корреспондентов Российской академии наук). Наш факультет имеет два отделения: математики и механики, учебные планы охватывают все современные направления этих областей знания. Фундаментальная физико-математическая подготовка на обоих отделениях практически одинакова, а дополнительные дисциплины, входящие в учебный план отделения механики, традиционно относятся к областям математического моделирования и прикладной математики. Все это позволяет утверждать, что сегодняшние выпускники механико-математического факультета способны вести научные исследования и преподавательскую деятельность на самом высоком уровне, продолжая лучшие традиции отечественной науки и образования.

Л.Р. Мой вопрос связан с бытующим мнением, что математик — профессия сегодня не актуальная и мало востребованная. Нужны ли в настоящее время «чистые» математики?

А.Б. Отмечу, что даже в 1990-е годы конкурс на наш факультет был достаточно высоким. Многие родители прекрасно понимали и понимают, что, как бы ни менялись экономические условия, выпускник мехмата сможет найти применение своим способностям и реализовать себя благодаря тому уровню развития логического мышления, интуиции и умению учиться, которые наш факультет дает каждому студенту. Разумеется, после упразднения системы распределения и падения кадрового спроса со стороны промышленности, наукоёмких производств, выпускникам пришлось самостоятельно искать применение полученным знаниям, но, надо сказать, даже устраиваясь на работу не по специальности, мало кому из них пришлось пожалеть, что они получили высшее образование на мехмате. В последние годы восстанавливаются не только прежние связи факультета с наукоградами, НИИ, НПО, но и развиваются новые контакты с разнообразными организациями и компаниями, заинтересованными в приеме на работу наших выпускников. Некоторые из них заключают договора со студентами еще на III курсе и ежемесячно, вплоть до окончания обучения, выплачивают прибавку к стипендии, мотивируя дальнейшее трудоустройство. Кроме того, действуют специальные программы, связанные с обеспечением жильем и иными формами социальной поддержки тех выпускников, кто продолжает работать по специальности, например в наукоградах.
Еще раз подчеркну, что даже если наш выпускник работает не в области «чистой» математики, то не следует считать, что он не пользуется полученным у нас образованием. Сказать, что конкретно будет востребовано через 5—7 лет, весьма непросто, но можно с уверенностью утверждать, что развитое умение мыслить и учиться, быстро вникая в суть самых разнообразных явлений, даст нашим выпускникам хорошую возможность сориентироваться в постоянно меняющемся мире.

Л.Р. Где сейчас работают выпускники мехмата?

А.Б. Около 130 выпускников факультета ежегодно поступают в аспирантуру и продолжают заниматься научной работой, целью которой является подготовка диссертации. После защиты диссертации соискателю присваивается ученая степень кандидата физико-математических наук. Выпускники факультета трудятся в крупных научно-исследовательских центрах, учебных и иных учреждениях, не обязательно непосредственно связанных с математикой и механикой. В ответ на вызовы современности, с 1993 г. на факультете производится подготовка актуариев * и актуарно-финансовых аналитиков для тех сфер финансовой индустрии, где владение современными методами анализа является важным условием способности разработать и осуществить оптимальное экономическое решение в условиях неопределенности и постоянного изменения экономической конъюнктуры. Вообще, на мехмате учат не столько рецептам решения конкретных задач, сколько умению самостоятельно мыслить, а также извлекать знания из разных источников. Именно это позволяет выпускникам факультета быстро включаться и быть эффективными практически в любой сфере деятельности — от компьютерной или финансовой до управления производством и политики.

Л.Р. Главное богатство любого учебного заведения — его преподаватели. Еще одно расхожее убеждение утверждает, что в результате «утечки мозгов» у нас в стране хороших специалистов — ученых и преподавателей — не осталось, поэтому учиться надо за границей. Отразилась ли на преподавательском составе факультета непростая экономическая ситуация в стране в последние 10—20 лет?

А.Б. Вы знаете, даже когда в 1990-е годы я сам был студентом мехмата, у нас на курсе были ребята, чьи родители уехали работать за границу, однако предпочли, чтобы дети получили такое же образование, что и они, именно здесь. Это говорит о многом. Но массовое настроение среди студентов того времени я хорошо помню: это желание «подороже себя продать», причем неважно кому, главное — чтобы побольше платили. Действительно, в трудные переходные годы, когда условия для работы в России оказались существенно хуже, чем на Западе, немалая часть специалистов предпочла жить и работать за рубежом. Да и сейчас, когда положение дел в нашей стране, наверное, нельзя считать существенно более тяжелым, чем в той же Европе или Америке, находятся люди, которые просто считают, что если есть такая возможность, то надо «непременно отсюда уехать». Конечно, диплом выпускника мехмата высоко ценится и за рубежом, так что отток желающих жить и работать там, скорее всего, будет присутствовать и далее. Однако отмечу, что только на бюджетные места мы ежегодно набираем 400 студентов. Поэтому считать, что в результате «утечки мозгов» у нас в стране хороших специалистов не осталось вовсе или что «все лучшие уехали», конечно, не следует. Я говорю сейчас о студентах и молодых специалистах именно потому, что костяк «утечки мозгов» формируют как раз молодые люди, которым кажется, что «вся жизнь впереди» и которых мало что держит здесь. Таким образом, не признавать наличие проблем, связанных с отъездом ряда специалистов за рубеж, конечно, нельзя, однако, как я уже говорил, на нашем факультете удалось сохранить ведущие научные школы. Обрыва в цепи передачи научных знаний не произошло. Более того, если в советские годы остаться работать в МГУ выпускнику было крайне непросто, то и сейчас многие аспиранты, защитив диссертацию, ищут возможность стать сотрудником факультета и вести научную и преподавательскую деятельность в стенах Московского университета. Так что необходимые (и весьма неплохие) кадры для развития науки и обеспечения учебного процесса у нас, конечно, остались.

Л.Р. Вы сказали о бюджетных местах, а можно ли обучаться на мехмате по контракту?

А.Б. Механико-математический факультет может ежегодно набирать до 90 студентов по контракту. Обычно приемная комиссия рекомендует всем абитуриентам подавать документы на бюджетные места, а тем из них, кто не прошел по конкурсу, предоставляется право поступить на факультет на платной основе. Студенты-контрактники учатся в тех же группах, что и остальные студенты, и по окончании обучения получают стандартный диплом.

Л.Р. Насколько справедливо мнение, что на мехмате учатся лишь вундеркинды? Много ли поступает ребят из регионов?

А.Б. Учиться на мехмате и в самом деле трудно. Однако мы считаем, что каждый студент при наличии определенной склонности к математике и непрерывной работы может успешно освоить весь курс обучения и получить диплом нашего факультета. В первую очередь от него требуется готовность и способность много трудиться, глубоко вникать в учебный материал. Доля иногородних студентов на факультете традиционно высока: среди поступивших в 2008 г. их было почти 60%. Всем иногородним предоставляется общежитие.

Л.Р. Давайте поговорим о поступлении на факультет. Что изменилось в последние годы? Что нового будет здесь в этом году в связи с введением единого государственного экзамена?

А.Б. В последние годы произошло существенное расширение возможностей для поступления на факультет. Читатели хорошо знают, что Московский университет в целом выступает за многовариантность форм отбора талантливой молодежи для зачисления в число студентов, за проведение различных олимпиад и конкурсов. Так, в последние годы по результатам собственно летних экзаменов на факультет зачислялась лишь малая доля абитуриентов: подавляющее большинство мест занимали победители олимпиад. Причем это не обязательно олимпиады, проводимые именно Московским университетом: например, без экзаменов зачислялись победители и призёры олимпиады «Юниор», а школьникам, успешно выступившим на региональных математических олимпиадах, мы засчитывали наивысший балл за летний экзамен по математике, и почти все они зачислялись как медалисты с отметкой «5» за первый экзамен.
В 2009 году правила приема снова изменились, причем изменился и список олимпиад, дающих льготу при поступлении, и набор вступительных испытаний, и сама процедура подачи документов и зачисления в число студентов. Подробно обо всем рассказать сейчас, наверное, невозможно, так что я порекомендую интересующимся этими вопросами зайти на сайт приемной комиссии мехмата http://mech.math.msu.su/admission(**старый сайт приемной комиссии), на котором мы своевременно размещаем всю информацию, необходимую абитуриенту.
Что касается ЕГЭ, то мы учитывали его результаты уже в 2008 году. И надо сказать, подавляющее большинство наших абитуриентов уверенно сдали ЕГЭ по математике на школьную «пятерку». Поэтому, конечно, для различения абитуриентов, набравших высокие баллы на ЕГЭ, целесообразно проводить дополнительное вступительное испытание по математике. На что мы и имеем право в соответствии с действующими правилами.

Л.Р. Как подготовиться к поступлению на мехмат? Какие советы Вы можете здесь дать?

А.Б. Конечно, желательно готовиться к поступлению на мехмат заранее. Изучать математику на более глубоком уровне, читать популярную литературу по математике для школьников, участвовать в разнообразных творческих мероприятиях. Очень жаль, что некоторые родители начинают действовать только тогда, когда ребенок учится уже в 11-м классе, и им остается лишь устроить его на какие-нибудь подготовительные курсы или нанять репетитора. Однако за такое небольшое время не то что подготовить, но даже ликвидировать пробелы в овладении школьной программой не всегда оказывается возможным. При мехмате нет подготовительных курсов; позиция факультета состоит здесь в том, что экстренное «натаскивание» на вступительный экзамен или на ЕГЭ полезным не является, а проведение вступительных испытаний среди «дрессированных обезьянок» сводит на нет всю идею отбора талантливой молодежи.
Так как же школьнику лучше подготовиться? Во-первых, как в Москве, так и во многих других городах действуют кружки для школьников, на которых можно получить более широкое представление о математике, познакомиться с нестандартными задачами, подружиться с другими ребятами, интересующимися математикой. Например, каждый год с октября по апрель функционирует Малый мехмат — организованные бесплатные кружки при механико-математическом факультете. Занятия проходят каждую субботу в Главном здании МГУ для учащихся всех классов, начиная с 5-го. Старшеклассники приглашаются на лекции по математике, которые читают ведущие ученые — профессора мехмата. Для иногородних учащихся действует заочное отделение Малого мехмата.

Л.Р. Да, здесь я хочу добавить, что с некоторыми из этих лекций читатели газеты могли познакомиться в рамках нашей рубрики «Лекторий для любознательных учеников и их учителей».
И еще хочу обратить внимание наших читателей, что информация и вступительная работа для зачисления на заочное отделение Малого мехмата опубликована в газете в № 2/2009.

А.Б. Я тоже добавлю. Если читатели заинтересовались обучением на заочном отделении Малого мехмата, но их смущает наличие оплаты, то пусть это не будет препятствием, поскольку проверка вступительных работ оплаты не требует, а с 2009/10 учебного года планируется отмена платы за обучение, естественно, с сохранением и даже улучшением качества проверки работ. Мы сейчас готовим такой переход, средства для этого имеются. Если говорить собственно о поступлении, то надо сказать об участии в олимпиадах, которое имеет всегда большое значение, тем более что те олимпиады, которые дают льготу при поступлении 11-классникам, зачастую естественно «вырастают» из олимпиад для учеников 6—10-х классов. В Москве ежегодно проводится Математический праздник – олимпиада для учеников 6-х и 7-х классов, а также Московская математическая олимпиада для учеников 8—11-х классов. Отмечу, что с 2004 года победителям Московской математической олимпиады в параллели 11-х классов мы предоставляем существенные льготы при поступлении на мехмат. Или, например, Вы знаете об олимпиадах «Ломоносов» по математике и по механике. Подготовиться к ним можно, например, участвуя в олимпиадах мехмата по математике и по механике для учеников 7—10-х классов (в этом году они будут проводиться соответственно 5 и 11 апреля***). Наконец, для поступления полезно уметь решать задания олимпиад и вступительных экзаменов прошлых лет (их мы тоже размещаем на сайте приемной комиссии), знать даты проведения олимпиад и находиться в курсе правил приема на текущий год.

Л.Р. Чем может помочь учитель своему способному ученику?

А.Б. Разумеется, роль учителя здесь огромна. Учитель может выявить склонность ученика к математике, обратить на это внимание его родителей, посоветовать посещать кружки и участвовать в олимпиадах. Конечно, ему зачастую трудно расстаться со способным школьником, порекомендовав более сильную (скажем, с математическим уклоном) школу, и это по-человечески понятно. Надо сказать, что к нам на факультет поступают не только выпускники спецшкол, немало и «звездочек», выращенных в родной школе талантливыми учителями. Однако если есть ощущение, что в рамках данного класса школьник не сможет развить свои способности и впоследствии будет жалеть об утраченной возможности оказаться в коллективе единомышленников, интересующихся математикой, то, наверное, следует сделать выбор в пользу более подходящей данному ученику школы. В Москве в некоторых школах есть классы при нашем факультете (о них также можно узнать на факультетском сайте). Правда, кроме полученных знаний, никакими льготами при поступлении на мехмат выпускники этих классов не пользуются.

Л.Р. Читатели газеты хорошо осведомлены о проводимых МГУ олимпиадах «Покори Воробьевы горы!» и «Ломоносов». Действительно ли проведение этих олимпиад позволяет привлечь на факультет талантливых молодых людей, интересующихся математикой? Будут ли проводиться эти олимпиады в дальнейшем?

А.Б. Да, число победителей этих олимпиад с каждым годом растет, и мы, отслеживая успеваемость победителей прошлых лет, можем с уверенностью сказать, что эти олимпиады и в самом деле дают возможность одаренным школьникам пополнить ряды наших студентов.
Олимпиада «Покори Воробьевы горы!» ориентирована, в первую очередь, на поиск юных ломоносовых по всей нашей стране. Она традиционно состоит из заочного и очного туров, причем участвовать в очном могут только победители заочного тура. Пользуясь случаем, я приглашаю всех 11-классников на олимпиады «Ломоносов» по механике (11 апреля ***) и по математике (3 мая***) и прошу ознакомиться с информацией о регистрации участников на сайте нашей приемной комиссии.

Л.Р. Александр Владимирович, читателям газеты хорошо знакомы имена преподавателей мехмата И.Н. Сергеева, М.К. Потапова, В.В. Вавилова, Г.И. Фалина и других по их интересным и содержательным публикациям. И я надеюсь, что сотрудничество с факультетом у нас будет только расширяться. Спасибо.

*Актуарий — специалист в области применения вероятностных методов; используя математические методы для постановки, анализа и решения сложных задач в области бизнеса, финансов и социальной сферы; актуарий оценивает индивидуальные и корпоративные риски и вырабатывает финансово обоснованные страховые и пенсионные схемы.

** примечание администрации pk.math.msu.ru
*** даты 2009 года, примечание администрации pk.math.msu.ru

текст интервью взят с сайта газеты "Математика": http://mat.1september.ru/

Заметим, что сейчас на механико-математическом факультете функционирует малый мехмат. Традиционно у нас на факуьтете проходят олимпиада Покори Воробьевы горы и Ломоносов по математике, механике  и математическому моделированию. С 2012 года сотрудники факультета проводят олимпиаду Ломоносов по робототехнике. Приглашаем всех школьников принять участие в наших олимпиадах.